Вы когда-нибудь думали об Иисусе Христе как об человеке, испытывающем одиночество? Конечно, его моменты в Гефсиманском саду и на Голгофе были необычайно и ужасно одинокими, но как насчет остальной части его жизни?
Кто понимает ваше одиночество
В каком-то смысле он мог быть самым одиноким человеком в истории.
Одиночество — это то, что мы чувствуем, когда изолированы от других. Одиночество часто связано не столько с физическим отсутствием других, сколько с чувством разобщенности или отчужденности от них. Или с неправильным пониманием этих чувств. На самом деле, это гораздо более болезненно, чем простое отсутствие, потому что мы чувствуем изолированность от презрения и отвержения.
Именно так Исаия пророчески описал Иисуса: «Он был презрен и отвергнут людьми, человек скорбей и знакомый с горем» (см.Исайя 53: 3 ). Учитывая, кем был Иисус, этот опыт начался бы за десятилетия до того, как началось его общественное служение. Это означает, что Иисус может посочувствовать вашему одиночеству гораздо больше, чем вы думали ранее (Евреям 4:15).
Непревзойденная тоска по дому
Иисус смирил себя, чтобы «родиться подобным людям» ( Филиппийцам 2: 7 ). У нас мало возможностей понять, сколько это ему стоило. Он испытал и отсутствие своего Отца, и человеческое отвержение, которое мы даже не можем себе представить.
Когда я говорю, что Иисус испытал отсутствие своего Отца, я не имею в виду, что он не наслаждался духовным общением с Отцом через Духа на земле. Он делал это, и это было слаще всего, что вы или я когда-либо испытывали ( Матфея 3:17 ; Иоанна 1:32 ; 5:20 ).
Никто на земле не мог идентифицировать себя с Иисусом. Никто не мог сказать: «Я точно знаю, через что ты проходишь».
По христианской традиции тем не менее, чтобы воплотиться, Он в некотором смысле оставил явное и святое присутствие своего Отца и славу, которой он наслаждался там от вечности до существования мира ( Иоанна 17: 5 ). Ему пришлось нести жизнь в мире, находящемся под властью лукавого ( 1 Иоанна 5:19 ). Подумайте о том, как вы были вдали от самых близких, в уединенном, возможно, даже заброшенном месте. Говорить с ними по телефону, возможно, было приятно, но это не то же самое, что быть с ними. Это плохая аналогия, но в ней есть смысл. Как сказал апостол Павел, нет ничего лучше, чем быть лицом к лицу ( 1 Коринфянам 13:12 ). Мог ли Иисус испытывать «тоску по дому» по присутствию своего Отца гораздо более глубокую и мучительную, чем все, что мы испытывали.
Один в мире
А теперь представьте, какой была для него жизнь в этом мире. Иисус был без греха ( Евреям 4:15 ). Нам может показаться, что это приятная проблема. Сомневаюсь, что это было только приятно. Я подозреваю, что это его мучило. Если Лот испытывал ежедневные мучения, живя в Содоме из-за «беззаконных дел, которые он видел и слышал» ( 2 Петра 2: 8 ), насколько хуже было для безгрешного Иисуса, постоянно окруженного грешниками и демоническими силами?
И представьте, каким должно было быть детство Иисуса. Вы помните, каково было хотеть друзей? Иисус был поистине человеком и тоже хотел бы человеческой дружбы. Но без греховной природы, присущей всем остальным, и с божественной природой, которой не было ни у кого другого, он был бы очень странным человеком. Святость побуждает грешников бежать. Иисус был бы морально стойким, как больной палец, никогда не понимаемый, часто презираемый и отвергнутый, даже в своей собственной семье.
Белая овца семьи
Его родители знали, кем Он был, и очень любили его. Но и они бы не поняли его полностью. А могли ли они? Также они не смогли бы защитить его от язвительных замечаний других или жестоких издевательств над его странностями.
Интересно, сколько из них пришло от его близких братьев и сестер. Его братья и сестры (от Матфея 13: 55–56 ) по мере старения становились все более застенчивыми вокруг него, осознавая свои собственные греховные, самовлюбленные мотивы и поведение, отмечая при этом, что Иисус, казалось, не проявлял никаких проявлений самого себя. И они не могли не заметить уникальное отношение к нему своих родителей. Какие обиды у братьев и сестер выросли? Мы знаем, что не все было гармонично, потому что собственные братья Иисуса не верили в Него ( Иоанна 7: 5 ), возможно, только после его воскресения ( Деяния 1:14 ).
«Никто не испытывал и не понимал одиночества так, как Иисус».
Иисус был безгрешным человеком, живущим с грешными родителями, грешными братьями и сестрами, грешными дальними родственниками, грешными соседями, грешными соотечественниками, грешными иностранцами и грешными учениками, не говоря уже о грешных духовных сущностях, о которых он имел бы беспрецедентное понимание и чувствительность. Никто на земле не мог полностью идентифицировать себя с Ним. Ни один человек не мог обнять Его, когда он сидел в слезах и сказать: «Я точно знаю, через что ты проходишь». Переживание отвержения и печали Иисуса началось бы, как только он стал бы достаточно взрослым, чтобы понимать и общаться.
И нам кажется, что мы устали. Как Он это перенес? Что для него значило петь псалмы вроде: «Моя душа очень обеспокоена. Но ты, Господи, как долго?»?
Самый одинокий момент в истории
Но все это было предвестником. Это был величайший момент одиночества, такой темный и глубокий, который когда-либо испытывал только Иисус. Он был на кресте в тот момент, когда Он стал грехом за нас ( 2 Коринфянам 5:21 ). В этот непостижимо ужасный, непостижимо одинокий момент он чувствовал себя оставленным своим Отцом ( Матфея 27:46 ) и всеми, кого он любил. Он был опустошен физически и духовно «сверх человеческого подобия» ( Исайя 52:14 ). Проведя свою земную жизнь в отчуждении из-за своей безгрешности, теперь Иисус был отчужден грехом, который он добровольно понес — нашим грехом.
Никто не испытал и не осознал глубины одиночества так, как Иисус.
Конец всего одиночества
Но он может понять ваше одиночество. Он может посочувствовать этой слабости больше, чем вы думаете ( Евреям 4:15 ).
Иисус не просто понимает ваше одиночество; он его разрушает. Поскольку он понес грех, который отдалил и отделил вас от Бога и умер за вас, вы больше не чужие, но вы сограждане со всеми святыми и член Божьей семьи ( Ефесянам 2:19 ) ,
«Иисус, возможно, был самым одиноким человеком в истории».
Одиночество, как и любая другая форма страдания, проходит для тех, кто любит Бога. Впереди вас ждет общение с Богом и всеми Его искупленными святыми навеки. Приближается день, когда вы узнаете Его ( 1 Коринфянам 13:12 ).
Итак, «с уверенностью приступайте к престолу благодати, чтобы получить милость и найти благодать для помощи» во всех нуждах одиночества ( Евреям 4:16 ). И быть святым, который помогает другим испытать предвкушение Небес, распространяя превосходную любовь Иисуса.
Чувствовали ли вы временами в своей жизни, что вы одни? Я — да. И так хочется быть с другими и чувствовать теплоту общения. Это чувство описывает эмоцию одиночества. Другие слова, которые люди используют для описания одиночества, включают чувство пустоты, изолированности, ярлык изгоя или обделенности. Вы можете чувствовать себя одиноким, когда вы физически одиноки, и вы также можете чувствовать себя одиноким в присутствии других. Одиночество — это отражение того, чувствуете ли вы связь с другими.
Бог — это Бог отношений и сообщества. Это очевидно в самой Его природе. Он есть Троица — три в одном; Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Во вступительных главах Библии Бог установил, что «человеку [Адаму] нехорошо быть одному …» (Бытие 2: 18а). Каково Его решение? Бог сказал: «… сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2: 18б). Он привел Еву к Адаму, и они «стали одной плотью» (Бытие 2: 24б). Мы созданы для общения с Богом и друг с другом. Возможно, именно поэтому одиночество поражает нас.
Библия может многое сказать о чувстве одиночества и его противоположности, чувстве связи. Но прежде, чем мы перейдем к этому, давайте подробнее рассмотрим одиночество и его влияние на нас.
Признаки одиночества
Для вас может быть ясно, что вы чувствуете себя одиноким — вы жаждете чувствовать связь с другими, даже если вас отталкивают. Но что, если это не очевидно?
В зависимости от ситуации, признаки основного состояния одиночества могут включать следующее:
- Чувствую себя скучно и / или чрезмерно устал
- Чувство беспомощности и угрозы
- Плохо сплю
- Физическая слабость
Хотя время от времени бывает одиноко, но продолжающееся одиночество вызывает стресс, настолько сильный, что он влияет на повседневную жизнь. Человек может чувствовать себя усталым, вялым и менее психически бдительным. Он или она может испытывать проблемы с желудком и пищеварением, а также другие заболевания и недуги. Недавние исследования показали, что одиночество было связано с риском преждевременной смерти, который эквивалентен курению 15 сигарет в день, и что это было более смертельным, чем ожирение. Напротив, люди, которые сообщили, что имели больше социальных связей, были связаны с уменьшением риска ранней смерти на 50%.
Поскольку люди, которые испытывают постоянное одиночество, не чувствуют себя хорошо, они часто участвуют в девиантном поведении или принимают вещества, которые заставляют их временно чувствовать себя, лучше заглушая боль. Опасность заключается в том, что многие из этих веществ и поступков приводят к возникновению плохих привычек. Распространенные пристрастия включая алкоголь, наркотики, табак, чревоугодие, обожествление спорта, безмерное поглощение информации (включая телевидение, интернет и использование смартфонов), секс, покупки и трудоголизм. Исследования показали, что почти у половины американцев есть зависимость от одного или нескольких веществ или поведения, которые имеют серьезные негативные последствия для их здоровья. (Думаю о странах СНГ и говорить нечего. Где по статистике больше потребления алкоголя.)
Из одиночества часто вытекают скука и депрессия. Чувство скуки и одиночества тесно связаны между собой. В обоих случаях вы чувствуете себя оторванными от увлечений(скука) и / или от людей (одиночество). Депрессия, хотя и выраженная, часто следует и сопровождается одиночеством, поскольку человек, находящийся в депрессии, часто отказывается от общения с другими.
Примеры одиночества в Библии
Верующие люди тоже встречаются с болью одиночества. Давид был хорошо знаком с этим, и его взывания к Богу записаны в Псалмах. Читая Псалмы, вы увидите стремление Давида к Богу и его нужду в отношениях с Ним:
«Обратись ко мне и будь милостив, ведь я одинок и измучен. Скорби сердца моего умножились – спаси меня от моей беды. Посмотри на мое горе и муки и прости все мои грехи. Посмотри, как много моих врагов, какой лютой ненавистью ненавидят меня! Сбереги мою жизнь и избавь меня, от позора меня спаси, ведь я нашел в Тебе прибежище. Пусть хранят меня непорочность и праведность, ведь я на Тебя надеюсь.» (24 псалом – Псалтирь – Библия)
Божьи пророки часто чувствовали боль отвержения и одиночества. Посмотрите на пророка Иеремию. Господь сказал Иеремии не жениться. У него было мало друзей. Ученые называют Иеремию «плачущим пророком». Бог призвал его выступить против греховности Иудеи и предупредить о надвигающемся суде, если народ иудейский не покаялся и не изменил свой путь. Иеремия, глава 15, описывает пророка, говорящего с Богом о своем одиночестве, бесконечной боли и страданиях. Несмотря на свою боль, Иеремия доверял Господу и следовал за Божьим призывом к его жизни.
Писание говорит нам, что Иисус пережил одиночество. На кресте Он закричал: «Боже мой, Боже мой, почему ты оставил меня?» (Марк 15:34). И в Исаии 53: 3, пророчестве об Иисусе, мы читаем: «Он был презрен и отвергнут человечеством, страдающим человеком и знакомым с болью. Подобно тому, от которого люди скрывают свои лица, его презирали, а мы его уважали. Иисус может сочувствовать боли одиночества, потому что он испытал это.
Священные Писания об одиночестве
Во всей Библии и по истории церкви мы видим проявление братства. Давид писал: «Как хорошо и приятно, когда Божьи люди живут вместе в единстве! … Ибо там Господь дарует Своё благословение, даже жизнь навеки» (Псалом 133). Иисус заверил Своих учеников: «Ибо, где двое или более собраны во имя Мое, там Я с ними» (Матфея 18:20).
Говоря о влиянии на работу и радость жизни человека, когда мы не связаны с другими, царь Соломон заметил:
«Снова я увидел что-то бессмысленное под солнцем: был один человек; у него не было ни сына, ни брата. Не было конца его труду, но его глаза не были довольны его богатством.« Для кого я тружусь»? — спрашивал себя он. «Почему я лишаю себя удовольствия?» Это тоже бессмысленно — жалкое дело! Два лучше, чем один, потому что у них преимущество: если один из них падает, один может помочь другому подняться. Но жаль любого, кто падает и некому помочь. Кроме того, если двое ложатся вместе, они будут согреваться. Но как можно согреться в одиночестве? Хотя одного можно одолеть, двое могут защитить себя. Шнур из трех нитей не так просто разорвать» (Екклесиаст 4: 7 -12).
В Послании к Ефесянам 4: 25-27 Павел выразил срочную необходимость восстановления разрушенных отношений, чтобы мы не были одиноки и слабы. Иначе тем самым мы дадим сатане точку опоры для нападения на Церковь. В этих и во многих других стихах говорится, что вместе мы имеем большую поддержку и силу, чтобы противостоять искушениям и идолам, чтобы мы могли продолжать играть свою роль в Божьем плане по продвижению Его Царства.
Когда я почувствовал себя одиноко, я обнаружил, что чтение или прослушивание Писания, читаемого в одном из приложений Библии, было для меня источником утешения. Писание является сверхъестественным и может помочь любому, кто чувствует себя одиноким, включая одиноких в браке и тех, кто испытывает одиночество и депрессию. В качестве основания Слово Божье напоминает нам, что, несмотря на наше одиночество, говорящее нам, что мы одни, как Его возлюбленные дети, мы никогда не одиноки. Следующие стихи — хорошее место для начала:
— Даже если я иду по долине тени смерти, я не буду бояться зла, потому что Ты со мной (Псалом 22: 4; я рекомендую прочитать весь Псалом 22)
будьте тверды и мужественны, не бойтесь, и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою [и] не отступит от тебя и не оставит тебя. (Втор.31:6)
— Хотя отец и мать оставили меня, Господь примет меня (Псалом 27:10)
«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.8:38,39)
— Возложи все свои заботы на Него, потому что Он заботится о тебе (1 Петра 5: 7)
«Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его. Отец сирот и судья(защитник) вдов Бог во святом Своем жилище.» (Пс.67:5,6)
— Посмотрите, какую великую любовь Отец на нас наделил, чтобы нас называли детьми Божьими! И это то, что мы есть! (1 Иоанна 3: 1а)
— Держите свою жизнь свободной от любви к деньгам и будьте довольны тем, что у вас есть, потому что Бог сказал: «Я никогда не оставлю тебя; Я никогда тебя не оставлю. (Евреям 13: 5)
Божий ответ одиночеству
Как последователь Иисуса, вы являетесь частью Божьего Царства священников, и у вас есть определенная роль. Позволь мне объяснить. Апостол Пётр писал: «… вы избранный народ, царственное священство, святая нация, особое достояние Бога, чтобы вы могли возносить хвалу Тому, Кто призвал вас из тьмы в Его чудесный свет». Функция священников состояла в том, чтобы соединить еврейский народ с Богом. В законе было определено, что священники должны быть из колена Левитов (интересное примечание: слово «леви» означает «соединяться») и что существуют строгие правила о том, как, когда и кто может обращаться к Богу от имени народа. Иисус изменил это.
Рассказ Марка о смерти Иисуса на кресте включает в себя любопытное утверждение: «Громко вскрикнув, Иисус испустил дух. И завеса в храме разорвалась надвое сверху донизу.» (Марка 15: 37–38). Какое значение занавеса? Это занавес, который отделял от людей святое святых. Только некоторым священникам было позволено войти в это священное пространство. Разрывая занавес, Бог сообщил, что старый священнический порядок закончился, и теперь мы являемся священниками, и вместе мы являемся царским священством, призванным соединять людей с Богом и уполномоченным Святым Духом для этой цели. Божий план состоит в том, чтобы вы активно проживали свою жизнь как священническое призвание.
Поэтому, когда вам грустно и одиноко, или когда вы чувствуете себя таким одиноким, помните, что вы призваны соединять людей с Богом. Осознанное ощущение жизни в вашем призвании поможет вам преодолеть хроническое одиночество. Быть Царственным Священством означает, что каждый из нас должен быть вместе с Богом, вместе с единоверцами (то есть с нашими собратьями-священниками) и вместе с людьми, которые не знают Бога.
- Общайтесь с Богом через чтение Писания, молитву, участие в церковных службах. Мне нравится заниматься одной практикой — записывать значимые библейские стихи на карточках, разбивать их на темы (например, любовь, Троица, служение, Святой Дух и т. д.), А затем читать несколько карточек за раз или брать одну карточку и запоминать стих, написанный на нем. Иногда я делаю это перед сном.
- Общение с единоверцами включает в себя регулярное посещение богослужений, участие в занятиях в воскресной школе, изучение Библии также в небольших группах. Служение вместе с другими на мероприятиях или в обществе. Я рекомендую вам искать группу, в которой вы сможете участвовать еженедельно, на которой проводят время в изучении Библии. Где звучат молитвенные просьбы и молитва друг за друга. Развитие доверительной дружбы в мужской группе по изучению Библии в моей церкви стало огромным благословением в моей жизни.
- Общение с людьми, которые не знают Господа, является неотъемлемой частью христианской жизни. Примите участие в жизни вашего сообщества, добровольно участвуя в деятельности организаций социального сектора и находя способы смиренно любить и служить людям, которых вы встречаете. Когда Бог помещает людей в ваше сердце, молитесь за них.
Ваша естественная склонность, когда вы чувствуете себя одиноким, может заключаться в том, чтобы отступить и посмотреть, не потянется ли кто-нибудь к вам. Я бы посоветовал вам изменить это. Начните с молитвы о том, чтобы Бог помог вам пережить свое священническое призвание, наполнить вас Святым Духом и дать вам мудрость в отношении того, с кем вам нужно общаться в вашей местной церковной семье и обществе. Бог верен. Он откроет двери для того, чтобы вы стали более сплоченным с вашей местной церковной семьей и обществом. Когда люди встретятся с людьми из церкви, частью которой вы являетесь они увидят, что Бог любит их. (Иоанна 17: 20б-23). Посмотрите на заботу Иисуса о вас. Он сердечно обращался в молитве за вашу встречу с Небесным Отцом:
«– Я молюсь не только о них, но и о тех, кто поверит в Меня по их слову, чтобы все они были одно. Как Ты, Отец, во Мне и Я в Тебе, пусть и они будут в Нас, чтобы мир поверил, что Ты послал Меня.
Я наделил их славой, которую Ты дал Мне, чтобы они были одно, как и Мы с Тобой одно:
Я в них, а Ты – во Мне. Пусть же они будут в совершенном единстве, чтобы мир узнал, что Ты послал Меня и что Ты полюбил их, как и Меня.»
От Иоанна 17 глава
«Что в Библии говорится об одиночестве и как его преодолеть»? Майкл Ли Сталлард — автор, основной докладчик и руководитель семинара по лидерству, вовлеченности сотрудников и организационной культуре. Он является ведущим экспертом в области того, как эффективные лидеры способствуют укреплению связей между людьми в команде и организационной культуре для улучшения здоровья и производительности отдельных лиц и организаций. Майкл — основной автор книги «Культура связей: конкурентное преимущество общей идентичности, сопереживания и понимания на работе», а также основной автор книги «Зажигать или сгореть: как возродить страсть, креативность и продуктивность вашей команды».
Автор: Майкл Ли Сталлард и Джон Блум ( @Bloom_Jon ) — автор, председатель правления и соучредитель Desiring God. Он является автором трех книг: « Не зрением» , « Вещи, невидимые» и « Не следуй своему сердцу» . У него и его жены пятеро детей.